Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой преподаватель и студенты разделены во времени и пространстве. Например, заочные и телевизионные курсы — формы дистанционного обучения. Появление Интернета и Web-технологий дало новые возможности в развитии дистанционного обучения и сегодня достаточно часто термин «дистанционное» используется в отношении «онлайнового» обучения. Но, фактически, онлайновое обучение — одна из форм дистанционного обучения.

Систему дистанционного обучения посредством Интернета или Систему Онлайнового Обучения (СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся по компьютерным сетям общего пользования, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем, студентом, учащимся.

Использование Систем Онлайнового Обучения (СОО) несет определенные выгоды: такие системы позволяют вовлечь в процесс обучения большее количество учащихся и сделать его более доступным как с точки зрения стоимости обучения, так и с точки зрения территориальной удаленности преподавателей и обучаемых.

Среди основных преимуществ СОО можно отметить следующие:

  1. возможность выбора обучаемым удобного места и времени для обучения;
  2. возможность получения доступа к учебным курсам лицам, которые не могут получить этот доступ в оффлайновом режиме в силу определенных причин (нет возможности прерывать работу, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь и т.д.);
  3. сокращение расходов на обучение — нет необходимости совершать дальние поездки для частных лиц, и для организаций — направлять сотрудников в командировки.

Рынок СДО (Систем дистанционного образования) можно разделить на следующие секторы:

  1. корпоративный;
  2. ДО в системе высшего и среднего образования;
  3. ДО в органах государственного и местного управления.

 

Области применения СДО

Среди задач, решаемых с помощью дистанционного обучения, можно выделить:

  1. расширение возможностей получения профессионального образования;
  2. развитие системы дополнительного образования;
  3. развитие послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовка кадров;
  4. создание корпоративных онлайновых систем обучения и повышения квалификации.

С коммерческой точки зрения представляется, что в России сегодня наиболее перспективны корпоративный рынок дистанционного обучения и рынок бизнес-обучения.

Возможные области применения СДО на корпоративном рынке связаны с проведением профессионального обучения компаниями, имеющими территориально распределенную структуру, для своих специалистов и специалистов компаний-партнеров и смежников, в том числе:

  1. обзорные курсы по новым изделиям для менеджеров торговых предприятий, страховых компаний;
  2. курсы по обслуживанию и ремонту сложных технических изделий (автомобили, бытовая техника, компьютеры…);
  3. обучение работе с программными продуктами;
  4. обучение приемам работы с тем или иным технологическим оборудованием;
  5. обучение новым методам работы специалистов планово-финансовых
  6. отделов, бухгалтерии и других подразделений компании.

Как показывают исследования, наибольший интерес вызывает дистанционное обучение у специалистов в области электронного бизнеса. Связано это с высокой динамикой развития рынка информационных технологий и потребностью IT-специалистов быть в курсе развития технологий, а также с тем, что специалисты по электронному бизнесу, как правило, являются наиболее подготовленной к обучению в онлайновой среде аудиторией.

Основные возможности Системы онлайнового обучения:

  1. размещение материалов курсов в Сети на Web-ресурсах;
  2. регистрация обучаемого в онлайновом режиме;
  3. прохождение курса, включая оффлайновую работу с материалом и онлайновое общение с преподавателем;
  4. проверка знаний, тестирование учащихся в процессе обучения, сертификация учащихся по окончании курса обучения.

Способы представления информации

Основные способы представления информации в рамках СОО:

  1. Текст
  2. Графика
  3. 3D-графика
  4. Анимация, Flash-анимация
  5. Аудио
  6. Видео

Реализация видеокурсов по Интернету возможна при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и, скорее всего, такой вид обучения в России может быть востребован в редких случаях для корпоративных систем.

Остальные способы представления информации в Интернете стали уже достаточно традиционными. При этом, конечно же, надо учитывать специфику конкретного курса обучения и пропускные способности каналов конкретных пользователей.